Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» Камышловского городского округа (МАУ ДО «СШ» КГО) СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЁН Педагогический совет МАУ ДО «СШ» КГО Протокол № 19 от 22.10.2024 Приказ от 22.10.2024 № 106 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «МУАЙТАЙ» Возраст обучающихся: 10 лет Срок реализации программы: 7 лет Составитель: Штульберг К.В., тренер-преподаватель г. Камышлов, 2024 Оглавление ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................3 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ...........................................................................................................4 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ................................................................................................4 3.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ .........................................................................................................13 4.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «МУАЙТАЙ».........................................16 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ...................................................................27 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ .......................................................31 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Краткая характеристика вида спорта «муайтай» «Муайтай» — боевое искусство Таиланда, произошедшее из древнего тайского боевого искусства муай боран и схожее с другимииндокитайскими боевыми искусствами, такими как прадал серэй (Камбоджа), томой (Малайзия), лэхвей (Мьянма) и муай лао (Лаос). Термин «муай» исходит от санскритского мавья и тай, в переводе означая «поединок свободных» или «свободный бой». В современном муайтай (муай тай) можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями — из-за этого муайтай называют «боем восьмируких». От карате или ушу муайтай отличает отсутствие формальных комплексов (ката, таолу), их заменяют базовые связки из двухтрёх ударов, спарринг и работа на «лапах» и мешках. Однако уровень квалификации тай-боксера может оценивается, в том числе, и по методике кханов, где в ходе обучения основам техники муайтай, спортсмен творчески создает свой неповторимый ритуальный танец свойственный этому национальному виду спорта. У себя на родине муай тай стал популярным ещё в XVI веке, но мировую известность этот вид спорта приобрёл только во второй половине XX века после того, как тайские бойцы одержали ряд впечатляющих побед над представителями других единоборств. Сегодня муайтай, по-прежнему обладает огромной популярностью в Таиланде, где существует даже праздник — «день национального бокса Муай Тай». За пределами Таиланда популярность муайтай продолжает расти, во многом благодаря развитию смешанных боевых искусств, интенсивно применяющих муайтай для боя в стойке. Несмотря на то, что «муайтай» не является олимпийским видом спорта, по нему проводятся соревнования регионального, национального и международного масштабов. Отличительные особенности спортивных дисциплин вида спорта «муайтай» Особенностью этого вида спорта является отсутствие запретов на использование тех или иных участков тела в атаке, поэтому в ход легко идут колени и локти. Благодаря такой особенности этот вид единоборств называют боевым искусством восьми конечностей. Особенностями «муайтай», как вида спорта являются разносторонние требования к физической, технической и тактической подготовленности спортсменов; высокая динамика и разнообразная вариативность ситуаций в ходе поединков; высокие требования к уровню психологической готовности спортсменов (стремлению упорно биться за победу, уверенности в силах, уравновешенности и стабильности эмоций, умению регулировать психическую напряженность и поведение). Тренировка состоит из двух частей это многократное повторение основ базовой техники муайтай и тренировка с партнером, спарринг. Здесь спортсмены отрабатывают навыки ведения реального боя. Соревнования по «муайтай» представляет собой спортивные поединки, проводимые по правилам, утверждёнными международной федераций IFMA. 3 Тренировки организуются в разновозрастных группах, что обусловлено системой соревнований, которые проводятся в возрастных категориях дети (1011лет), юноши и девушки (12-13 лет, 14-15 лет), юниоры (16-17 лет), мужчины и женщины (старше 17 лет). Занимающиеся, показывающие высокие результаты освоения программы, могут быть переведены на программу спортивной подготовки на любой соответствующий уровню подготовки этап. Материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки спортсменов: теоретическую, физическую, техникотактическую, психологическую и соревновательную. Представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в обязательном порядке, в пределах объема часов, в зависимости от года подготовки, перечень основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные и переводные нормативы по годам спортивной подготовки. Актуальность состоит в том, что насыщенный двигательный режим в детском объединении физкультурно-спортивной направленности позволяет добиться благоприятных изменений в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, сформировать стойкий интерес к занятиям спортом, потребность и умение самостоятельно осуществлять оздоровительную деятельность. 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «муайтай» (далее – Программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке с учетом совокупности минимальных требований, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «муайтай», утвержденным приказом Минспорта России 18.06.2024 года № 591 (далее – ФССП). 1.2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебнотренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки по виду спорта «муайтай». 1.1. 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 2.1.Сроки, объемы, виды (формы) обучения Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку, по отдельным этапам, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки 4 Этапы спортивной подготовки Срок реализации этапов спортивной подготовки (лет) Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Возрастные границы лиц, проходящих спортивную подготовку (лет) Наполняемость (человек) 2 10 12 4 12 8 Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки Этапный норматив Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной подготовки НП-1 НП-2 4,5 6 Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) УТГ-1 УТГ-2 УТГ-3 УТГ-4 12 14 14 18 Количество часов в неделю Общее 234 312 624 728 728 936 количество часов в год Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной образовательной программы спортивной подготовки: учебно-тренировочные занятия: групповые, индивидуальные, смешанные и иные. - учебно-тренировочные мероприятия: № Виды учебно-тренировочных Предельная продолжительность учебномероприятий тренировочных мероприятий по этапам спортивной подготовки (количество суток) (без учета времени следования к месту проведения учебно-тренировочных мероприятий и обратно) Этап начальной Учебно-тренировочный подготовки этап (этап спортивной специализации) 1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям 1.1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к международным спортивным соревнованиям 1.2. Учебно-тренировочные мероприятия 14 по подготовке к чемпионатам России, кубкам России, первенствам России 1.3. Учебно-тренировочные мероприятия 14 по подготовке к другим всероссийским спортивным соревнованиям 1.4. Учебно-тренировочные мероприятия 14 5 по подготовке к официальным спортивным соревнованиям субъекта Российской Федерации 2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия 2.1. Учебно-тренировочные мероприятия 14 по общей и (или) специальной физической подготовке 2.2. Восстановительные мероприятия 2.3. Мероприятия для комплексного медицинского обследования 2.4. Учебно-тренировочные мероприятия До 21 дня подряд и не более двух учебнов каникулярный период тренировочных мероприятий в год 2.5. Просмотровые учебно- До 60 суток тренировочные мероприятия - спортивные соревнования: Виды Этапы и годы спортивной подготовки спортивных Этап начальной подготовки Учебно-тренировочный этап (этап соревнований спортивной специализации) Контрольные Отборочные Основные Всего состязаний До года Свыше года До трех лет Свыше трех лет 1 - 1 - 2 1 1 1 2 1 1 1 Требования к участию в спортивных соревнованиях лиц, проходящих спортивную подготовку: -соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации лиц, проходящих спортивную подготовку, положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях, согласно Единой всероссийской спортивной классификации, и правилам вида спорта; -соответствие требованиям к результатам реализации Программ на соответствующем этапе спортивной подготовки; -наличие соответствующего медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях; -соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями. Лицо, проходящее спортивную подготовку, направляется командирующей организацией, осуществляющей спортивную подготовку, на спортивные соревнования в соответствии с годовым планом реализации Программы, на основании календарных планов межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий и соответствующих положений (регламентов) об официальных 6 спортивных соревнованиях Российской Федерации и Уральского федерального округа. Обучающиеся при участии в спортивных соревнованиях обязаны соблюдать требования соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях. 2.2.Годовой учебно-тренировочный план Годовой учебно-тренировочный план № п.п . Виды подготовки Этапы и годы спортивной подготовки Этап начальной Учебно-тренировочный этап (этап подготовки спортивной специализации) НП- 1 НП-2 УТГ-1 УТГ-2 Наполняемость групп (человек) 24 24 16 16 УТГ-3 УТГ-4 16 16 14 18 Недельная нагрузка в часах 4,5 6 12 14 Максимальная продолжительность одного учебнотренировочного занятия в часах 2 2 3 3 3 3 1. Общая физическая подготовка 128 157 238 270 270 234 2. Специальная физическая подготовка 45 62 129 162 162 234 3. Спортивные соревнования - - 31 47 47 65 4. Техническая подготовка 45 68 165 178 178 325 5. Тактическая, теоретическая, психологическая 12 19 31 37 37 42 6. Инструкторская и судейская практика - - 12 13 13 18 7 7. Медицинские, медикобиологические, восстановительные мероприятия, тестирование и контроль 4 6 18 21 21 18 Общее количество часов в год 234 312 624 728 728 936 2.3.Календарный план воспитательной работы № Направление п/п работы 1 2 3 1 2 3 Мероприятия Профориентационная деятельность Судейская практика - Участие в семинарах различного формата, прохождение обучающих курсов; - Спортивные соревнования различного типа Инструкторская - Просмотр и анализ проведения учебнопрактика тренировочных занятий; - Разработка планов-конспектов тренировочных занятий - Проведение учебно-тренировочных занятий. Профориентацион- - Посещение учебных заведений среднего и ная работа высшего профессионального образования спортивной направленности; - Прохождение производственной практики в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, спортивных школ. Здоровьесбережение Проведение: Организация и - бесед, открытых уроков, мастер-классов, викторин проведение (о валеологической культуре, здоровом образе мероприятий, направленных на жизни, вредных привычках, особенностях и принципах формирования экологической культуры формирование здорового образа и т.д.); - спортивных мероприятий; жизни - инструктажей по технике безопасности; - участие в мероприятиях по антидопингу. Режим питания и Проведение лекций, бесед, просмотр отдыха видеоматериалов (об особенностях организации рационального питания, распорядке дня, режимах отдыха при занятиях спортом). МедикоИсследование организма спортсмена после/до биологическое тренировочной и соревновательной деятельности исследование Патриотическое воспитание обучающихся Сроки проведения В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года Учебнотренировочный график 8 1 Теоретическая подготовка 2 Практическая подготовка 1 Практическая подготовка Проведение: В течение года - бесед, диспутов, круглых столов, направленных на формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности, уважения к своему Отечеству, традициям своего народа, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины; - Просмотр кинофильмов, посещение выставок, музеев и.т.д. Участие в: В течение года - физкультурных и спортивно-массовых мероприятиях, спортивных соревнованиях, в том числе в парадах, церемониях открытия (закрытия), награждения; - всероссийских акциях («Кросс наций», «Лыжня России» и др.) Развитие творческого мышления Проведение учебно-тренировочных занятия, бесед, В течение года встреч, дискуссий, направленных на развитие спортивного мышления у обучающихся, которое способствует достижению высоких спортивных результатов. Просмотр и анализ (разбор) видеоматериалов учебно-тренировочных занятий, соревнований. Просмотр обучающих видеороликов по видам спортивной подготовки. 2.4.План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним (по этапам спортивной подготовки) Начальной подготовки Содержание мероприятия и его Сроки Рекомендации по проведению форма проведения мероприятий Проверка лекарственных препаратов 1 раз в Научить юных спортсменов (знакомство с международным проверять лекарственные препараты месяц стандартом «Запрещенный список») через сервисы по проверке препаратов в виде домашнего задания (тренер называет спортсмену 2-3 лекарственных препарата для самостоятельной проверки дома). Прохождение онлайн курса на сайте в течение РУСАДА учебноОнлайн обучение «Антидопинг» Ссылка на образовательный курс: тренировоч https://newrusada.triago nal.net ного года Основной поток – январь Родительское собрание 1-2 раза в год 1-2 раза в «Роль родителей в процессе год формирования антидопинговой культуры» 9 Семинар для тренеров 1-2 раза в год «Виды нарушений антидопинговых правил», «Роль тренера и родителей в процессе формирования антидопинговой культуры» Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Семинары и малогрупповые лекции Информирование спортсменов по в течение на темы: вопросам спорта в области «Виды нарушений антидопинговых учебноантидопинга правил» тренировоч Важные моменты для спортсменов в ного года «Проверка лекарственных средств» области антидопинга «Права и обязанности спортсменов» http://www.rusada.ru/athletes/ Онлайн-семинар «Обработка Информирование спортсменов по апрель вопросам антидопинговых прав результатов в случае возможного спортсменов нарушения антидопинговых правил» Прохождение онлайн курса на сайте в течение РУСАДА учебноСсылка на образовательный курс: Онлайн обучение «Антидопинг» тренировоч https://newrusada.triago nal.net ного года Основной поток – январь 1-2 раза в год 10 2.5.Планы инструкторской и судейской практики (указывается по этапам спортивной подготовки) № п/п 1 2 3 Учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) Задачи Виды практических заданий Сроки проведения Изучение этики поведения спортивных судей, В течение года Освоение овладение спортивной терминологией обязанностей судей при Изучение правил соревнований по избранному В течение года виду спорта проведении спортивных В течение года Изучение обязанностей и прав участников мероприятий соревнований. Изучение общих обязанностей судей в главной судейской коллегии и других бригад спортивных судей Знакомство и изучение с подготовкой и В течение года оформлением мест проведения соревнований Разработка комплексов упражнений для В течение года Освоение развития основных физических качеств методики спортсменов проведения учебноПоказ простых упражнений для В течение года совершенствования технической подготовки тренировочных занятий по В течение года Составление комплексов упражнений для избранному виду подготовительной, основной и спорта заключительной частей занятия, разминки перед соревнованиями. Выполнение обязанностей спортивных судей В течение года Судейство на различных позициях. спортивномассовых Оказание помощи в оформлении мест В течение года мероприятий и проведения спортивно – массовых соревнований мероприятий и соревнований 2.6. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения восстановительных средств указывается по этапам спортивной подготовки. Медицинское, медико-биологическое сопровождение спортсменов в МАУ ДО «СШ» КГО осуществляет ГАУЗ СО «Камышловская ЦРБ». № 1. Мероприятие Организация и проведение медицинских обследований спортсменов поступающих Содержание Проведение комплексного анализа и оценки ряда медико-биологических показателей спортсменов по следующим критериям: - оценка состояния здоровья и медицинских противопоказаний к занятиям в избранном виде спорта; - анализ факторов лимитирующих физическую работоспособность и достижение 11 2. Организация углубленных медицинских обследований спортсменов 3. Организация и проведение комплексных, этапных, текущих медицинских обследований спортсменов и врачебнопедагогических наблюдений 5. Медицинское обеспечение тренировочных мероприятий и соревнований спортсменов 6. Лечебная работа со спортсменами при возникновении заболеваний и травм 7. Восстановление спортсменов 8. Фармакологическое обеспечение и применение специализированных продуктов питания при подготовке спортсменов 9. Профилактическая и санитарнопросветительная работа при подготовке спортсменов 10. Медико-биологическое обеспечение спортсменов входящих в состав спортивных сборных команд максимального спортивного результата; - оценка функционального состояния и уровня физической работоспособности; - анализ физиологических резервов и адаптационно-приспособительных возможностей организма. Углубленные медицинские обследования спортсмены проходят в ГАУЗ СО Врачебнофизкультурном диспансере согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 23.10.2020г. № 1144н Проведение медицинских обследований осуществляется в рамках системы медикобиологического обеспечения спортсменов в соответствии с планом спортивной подготовки по видам спорта и действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности Проводится медицинскими работниками, в том числе в выездной форме, в соответствии с планом спортивной подготовки по видам спорта и действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности. Лечебная работа проводится в рамках лицензированных видов деятельности и включает комплекс лечебно-диагностических мероприятий: - консультативный прием врачей специалистов и среднего медицинского персонала; - диагностика (функциональная и лабораторная диагностика); - назначение лечебно-восстановительных мероприятий. Проведение восстановительных мероприятий осуществляется после перенесенных заболеваний и травм и период интенсивной спортивной подготовки. Осуществляется в рамках системы медикобиологического обеспечения в основные периоды спортивной подготовки в соответствии с требованиями антидопингового законодательства РФ. Осуществляется по следующим направлениям: - организация и проведение мероприятий специфической (вакцинация) и не специфической профилактики заболеваний; - контроль рационов питания; - контроль соблюдения антидопинговых правил; - консультативный прием с тренерами и спортсменами. Предусматривается только медицинское обеспечение по показаниям в рамках лечебной и восстановительной работы в объеме 12 Российской Федерации. первичной доврачебной, врачебной и специализированной медико-санитарной помощи по лицензированным видам медицинской деятельности. 3. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу, проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие требования к результатам прохождения Программы, и к участию в спортивных соревнованиях: 3.1. На этапе начальной подготовки: -формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; -получение общих теоретических знаний о физической культуре и спорте, в том числе о виде спорта «муайтай»; -формирование двигательных умений и навыков, в том числе в виде спорта «муайтай»; -повышение уровня физической подготовленности и всестороннее гармоничное развитие физических качеств; -выполнение контрольно-переводных нормативов (испытаний) по видам спортивной подготовки; -укрепление здоровья. 3.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): -формирование устойчивого интереса к занятиям видом спорта «муайтай»; -формирование разносторонней общей и специальной физической подготовленности, а также теоретической, технической, тактической и психологической подготовленности, соответствующей виду спорта «муайтай»; -обеспечение участия в официальных спортивных соревнованиях и формирование навыков соревновательной деятельности; -изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «муайтай» и успешно применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных соревнованиях; - соблюдать режим учебно-тренировочных занятий; - изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля; - овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «муайтай»; - изучить антидопинговые правила; - соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений; - ежегодно выполнять контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки; - укрепление здоровья. 3.3. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся, проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов контрольных упражнений, перечня тестов и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных 13 соревнованиях и достижения им соответствующего уровня спортивной квалификации. 3.4. Контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам спортивной подготовки (указываются комплексы контрольных упражнений с учетом приложений № 6-9 к ФССП и тесты) и уровень спортивной квалификации обучающихся по годам и этапам спортивной подготовки (указывается с учетом приложений № 7-9 к ФССП). Нормативы общей физической и специальной физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной подготовки по виду спорта «муайтай» Единица Норматив до года измерения обучения мальчики девочки 1. Нормативы общей физической подготовки не более 1.1. Бег на 30 м (с высокого старта) с 6,2 6,4 не более 1.2. Бег на 1000 м мин, с 6.10 6.30 Сгибание и разгибание рук в упоре количество не менее 1.3. лежа раз 10 5 Наклон вперед из положения стоя на не менее 1.4. гимнастической скамье (от уровня см +2 +3 скамьи) не более 1.5. Челночный бег 3x10 м с 9,6 9,9 не менее Прыжок в длину с места толчком 1.6. см двумя ногами 130 120 2. Нормативы специальной физической подготовки Исходное положение - вис на не менее гимнастической стенке прямым 4 3 хватом, кисти на ширине плеч. количество 2.1. раз Выполнить подъем ног, слегка согнутых в коленях, вверх до уровня хвата руками N Упражнения п/п Норматив свыше года обучения мальчики девочки не более 5,7 не более 6.05 не менее 14 не менее +3 6,0 6.20 7 +5 не более 9,3 9,6 не менее 135 125 не менее 5 4 14 Нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «муайтай» N Упражнения п/п Единица Норматив измерения юноши/ мужчины девушки/ женщины 1. Нормативы общей физической подготовки не более 1.1. Бег на 60 м с 10,4 10,9 не более 1.2. Бег на 2000 м мин, с 8.05 8.29 Сгибание и разгибание рук в упоре количество не менее 1.3. лежа на полу раз 18 9 Подтягивание из виса на высокой количество не менее 1.4. перекладине раз 4 Наклон вперед из положения стоя на не менее 1.5. гимнастической скамье (от уровня см +5 +6 скамьи) не более 1.6. Челночный бег 3x10 м с 9,0 9,4 не менее Прыжок в длину с места толчком 1.7. см двумя ногами 150 135 2. Нормативы специальной физической подготовки не менее Исходное положение - вис на гимнастической стенке прямым 6 5 хватом, кисти на ширине плеч. количество 2.1. раз Выполнить подъем ног, слегка согнутых в коленях, вверх до уровня хвата руками 3. Уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) Период обучения на этапе спортивной подготовки Уровень спортивной квалификации до трех лет спортивные разряды "третий юношеский спортивный разряд", "второй юношеский спортивный разряд", "первый юношеский спортивный разряд" свыше трех лет спортивные разряды "третий спортивный разряд", "второй спортивный разряд", "первый спортивный разряд" 15 4. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВИДУ СПОРТА «МУАЙТАЙ» 4.1. Программный материал для учебно-тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки Проведение тренировочных занятий с учетом влияния физических качеств на результативность Основной формой организации и проведения тренировочного процесса спортсменов любого уровня подготовленности является тренировочное занятие. Длительность учебно-тренировочного занятия составляет 2-4 часа. Каждое очередное занятие органически связано с предшествующим и последующими тренировочными занятиями, базируется на подготовке, полученной на предыдущем занятии и является основой для предстоящих занятий. Задачи, содержание и направленность тренировки определяется задачами этапа подготовки, программой спортивной подготовки. В плане тренировки уточняются конкретные задачи, подбор упражнений, последовательность их выполнения, дозировка, режим выполнения, методика проведения занятия. Тренировочное занятие по «муайтай» условно делят на три части: подготовительную, основную, заключительную. Подготовительная часть занятия включает организацию занимающихся (построение группы, расчет, учет посещаемости, объяснение задач тренировки) и подготовку их выполнению задач основной части тренировки. Подготовительная часть направлена на подъем общего функционального состояния организма спортсмена, на достижение им оптимального уровня работоспособности. В нее входит пробежка, общеразвивающие упражнения на гибкость, силу, гимнастика, бег определенной дистанции в свободном темпе одним способом. Основная часть тренировки направлена на решение основных задач конкретного занятия: освоение, изучение и совершенствование техники муайтай, ударов, развитие общей выносливости, развитие специальной выносливости, развитие скорости и т.д. Построение основной части занятия в зависимости от воздействия может иметь комплексную и избирательную направленность. Основная часть обычно занимает наибольшее время тренировки. В заключительной части занятия предусматривает снижение физической нагрузки, повысив в тоже время эмоциональность занятия. Поэтому в конце тренировки проводятся игры, эстафеты. Занятие заканчивается построением расчетом, подведением итогов тренировки, сообщением домашнего занятия. Продолжительность частей тренировочного занятия зависит от общей продолжительности занятия, подготовленности спортсменов, решаемых задач и характера привлекаемых средств. 16 Влияние физических качеств на результативность Физические качества Быстрота Сила Выносливость Координация Гибкость Уровень влияния 3 2 3 2 2 Условные обозначения: 2 - среднее влияние; 3 - значительное влияние. Программный материал для проведения тренировочных занятий. Средства спортивной тренировки Основными специфическими средствами спортивной тренировки являются физические упражнения. Упражнения могут быть разделены на три группы: избранные, соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные. Избранные соревновательные упражнения - целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами муайтай. Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме и характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае. Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Методы спортивной тренировки Основные методы спортивной тренировки можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические. Выбор метода определяется задачей, возрастом, состоянием здоровья, подготовленностью, квалификацией спортсмена, применяемыми средствами и др. факторами. Словесный метод – с его помощью сообщаются теоретические сведения по технике, тактике, правилам соревнований. Метод обеспечения наглядности применяют для создания зрительных, 17 слуховых, двигательных образов. Практические методы (метод упражнений) основаны на двигательной активности. Средства, методы, направленность тренировок по годам подготовки Этап начальной подготовки Основная цель тренировки – утверждение в выборе спортивной специализации муайтай и овладение основами техники. Основные задачи: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; постепенный переход к целенаправленной подготовке в избранном виде спорта; обучение технике муайтай; повышение уровня физической подготовки на основе проведения многоборной подготовки; отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий муайтай. Основные средства: - подвижные игры и игровые упражнения; - общеразвивающие упражнения; - элементы акробатики и самостраховки (кувырки, кульбиты, повороты и др.) - всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; - метание (легкоатлетических снарядов, набивных, теннисных мячей и др.); - скоростно-силовые упражнения (отдельные и в виде комплексов); - гимнастические упражнения для силовой и скоростно-силовой подготовки; - введение в школу техники муайтай; - комплексы упражнений для индивидуальных тренировок (задание на дом). Основные методы: - игровой; - повторный; - равномерный; - круговой; - контрольный; - соревновательный. Основные направления тренировки На этапе начальной подготовки целесообразно выдвигать на первый план разностороннюю физическую подготовку и целенаправленно развивать физические качества путем специально подобранных комплексов упражнений и игр с учетом подготовки спортсмена. На этом этапе нецелесообразно учитывать периоды тренировки (подготовительный, соревновательный и т.д.), так как сам этап начальной подготовки является своеобразным подготовительным периодом в общей цепи многолетней подготовки спортсмена. С самого начала занятий необходимо обучать основам техники целостного упражнения, а не отдельных его частей. Это обучение целесообразно проводить в облегченных условиях. Процесс овладения основами техники избранного вида спорта должен 18 проходить концентрированно, без больших пауз. Всего на обучение каждому техническому действию или их комплексу отводится 15-25 занятий (30-35 минут в каждом). Тренировочный этап Основная цель тренировки – углубленное овладение техникотактическим арсеналом муайтай. Основные задачи: -укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие подростков; -улучшение скоростно-силовой подготовки спортсменов с учетом формирования основных навыков, присущих избранному виду спорта; -воспитание быстроты движений в упражнениях, не требующих проявления большой силы; обучение и совершенствование техники; -постепенное подведение спортсмена к более высокому уровню тренировочных нагрузок; -постепенное подведение к соревновательной борьбе путем применения средств, необходимых для волевой подготовки спортсмена. Основные средства: -общеразвивающие упражнения; -комплексы специально подготовленных упражнений; -всевозможные прыжки и прыжковые упражнения; -комплексы специальных упражнений из арсенала муайтай; -упражнения со штангой; -подвижные и спортивные игры; -упражнения локального воздействия (на тренировочных устройствах и тренажерах); -изометрические упражнения. Основные методы: -повторный; -переменный; -повторно-переменный; -круговой; -игровой; -контрольный; -соревновательный. Основные направления тренировки Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Увеличение удельного веса специальной физической, технической и тактической подготовки. Тренировочный процесс приобретает черты углубленной спортивной специализации. Специальная подготовка в муайтай начинается с 10-13 лет. В этом возрасте спортсмен чаще должен выступать в контрольных прикидках и соревнованиях. На данном этапе в большей степени увеличиваем объем средств скоростно-силовой подготовки и специальной выносливости, 19 развивая скоростно - силовые качества различных мышечных групп путем локального воздействия. Применяем специальные тренировочные устройства и тренажеры, учитывая величину отягощения; интенсивность выполнения упражнений; количество повторений в каждом подходе; интервалы отдыха между упражнениями. Процесс овладения основами техники избранного вида спорта должен проходить концентрированно, без больших пауз. Темпы овладения отдельными элементами двигательных действий неодинаковы. Больше времени уделяем разучиванию элементов, которые выполняются труднее. Основной задачей соревновательной практики следует считать умение реализовать свои двигательные навыки и функциональные возможности в сложных условиях соревновательного противоборства. Физическая подготовка (для всех групп) Строевые упражнения: повороты на месте, направо, налево, кругом. Передвижение обычным и строевым шагом. Шаг на месте, движение в обход. Построение в одну шеренгу, в одну колонну. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса: Подтягивание на перекладине, ходьба на носках, пятках, прыжки во время бега. Впрыгивание на гимнастические снаряды, прыжки со скакалкой. Поднимание туловища в положение лежа. Упражнения с партнером (в сопротивлениях разного типа). Упражнения для развития мышц ног: Прыжки с гирей, грифом штанги, блинами. Полуприседы и приседы на носках, на всей ступне, на двух и одной ноге, сотягощением и без отягощения. Приседания со штангой. Упражнения для развития мышц туловища: Наклоны туловища вперед, назад, в стороны, повороты. Поднимание согнутых и прямых ног в положении сидя, лежа на спине. Общеразвивающие упражнения с предметами: с гантелями упражнения на плечевой пояс; выбрасывание грифа вперед; работа с эспандером, работа с резиновым жгутом, с колесом. Общеразвивающие упражнения без предметов: лежа на спине поднимание туловища вперед, быстрые круговые движения в разных плоскостях. Ходьба с преодолением препятствий, с изменением скорости движения, с остановками посигналу. Упражнения из других видов спорта: ходьба на лыжах, спортивные игры, бег по пересеченной местности, бег по стадиону, работа со штангой. Специальная физическая подготовка (для всех групп) Упражнения на мешке, на лапах, упражнения с метболом; отработка одиночных атак и защит с партнером в перчатках. Работа на снаряде в быстром темпе. Группы начальной подготовки 1 года обучения Нанесение ударов в ходьбе. Одиночные удары в голову левой, правой. Нанесение прямых ударов в голову в боевой стойке. Одиночные удары в туловище. Атака раз-два в голову. 20 Группы начальной подготовки 2 года обучения Уклоны влево, вправо от прямых ударов в голову. Одиночные удары в голову и защита. Спортивные игры (баскетбол). Атака раз-два в челноке. Работа на мешке. Нанесение ударов и атак на снарядах. Отработка одиночных ударов, защит и атак с партнером в перчатках. Тренировочные группы 1 года обучения Нанесение одиночных ударов в голову и туловище, нанесение из двух, трёх и четырех ударов и защита от одиночного удара и атак соперника. Работа на дальней дистанции, работа на средней дистанции, работа на ближней дистанции. Обманные действия, финты. Работа с метболом (имитация ударов прямых, снизу, сбоку). Имитация ударов в ходьбе и в движении. Тренировочные группы 2 года обучения Нанесение одиночных ударов в голову и туловище, и защита от этих ударов. Атаки из двух, трех и четырех ударов в голову, защиты от этих атак. Работа на дальней, средней и ближней дистанции. Уклоны, нырки и финты. Ведение боя в атакующей форме. Тренировочные группы 3 года обучения Нанесение прямого удара в туловище и защита от этого удара. Развитие ударов из двух, трех, четырех, защита от этих атак. Работа на дальней, средней и ближней дистанциях. Обманные действия, финты. Ведение боя во встречной, ответной и атакующей форме. Тренировочные группы 4-5 годов обучения Нанесение одиночных ударов в голову и туловище и защиты от одиночных ударов. Атаки из двух, трех и четырех ударов и защиты от этих атак. Работа на дальней, средней и ближней дистанциях. Обманные действия и финты. Ведение боя во встречной, ответной и атакующей форме. Сайдстепы влево и вправо от атаки противника. Техническая подготовка (для всех групп) Изучение одиночных ударов в голову и туловище (прямые удары в голову и туловище, удары сбоку левой и правой рукой, удары снизу в голову и туловище). Защиты от ударов прямых: подставка шаг назад, уклон влево и вправо. Защита от ударов сбоку: нырки влево и вправо, подставка предплечья, оттяжка. От ударов снизу: подставка локтей, шаг назад – оттяжка. Отработка атак из двух, трех, четырех, пяти ударов в атакующей, ответной форме, во встречной форме. Отработка ближнего боя, средней, ближней дистанциях. Ведение боя во встречной, ответной форме. Группы начальной подготовки 1 года обучения Изучение боевой стойки, фронтальной стойки, одиночных прямых ударов в голову и туловище, защита от этих ударов. Изучение боковых ударов в голову, защиты. Изучение ударов снизу в голову, туловище, защиты. Группы начальной подготовки 2 года обучения Повторение одиночных ударов в туловище. Развитие атак из двух ударов и защита от них. Отработка в челноке левой, правой в голову, защиты 21 от этих ударов. Спортивные и подвижные игры. Нанесение одиночных ударов (прямые – в голову, туловище, снизу и сбоку). Атаки из двух и трех ударов. Защита от прямых ударов снизу и сбоку. Тренировочные группы 1 года обучения Нанесение ударов одиночных и отработка на снарядах. Отработка одиночных ударов и атаки из двух, трех, четырех ударов с партнером в перчатках. Работа с метболом (броски от груди, прямые удары, удары сбоку). Работа на лапах, имитация ударов при ходьбе и в движении. Тренировочные группы 2 года обучения Нанесение ударов в голову и туловище. Отработка одиночных боковых ударов с партнером в перчатках. Броски мяча от груди: прямые, боковые, снизу. Работа на лапах. Имитация ударов в движении. Тренировочные группы 3 года обучения Нанесение ударов в голову и туловище. Отработка одиночных ударов в голову, туловище с партнером. Снаряды, лапы. Работа с кувалдой на шине. Встречные атаки и перекрестные атаки. Работа в перчатках. Нанесение ударов одиночных и на снарядах. Отработка одиночных ударов и атак из 2-5 ударов с партнером в перчатках. Работа с метболом (броски от груди: прямые удары, снизу, сбоку). Тренировочные группы 4-5 годов обучения Работа с тренером на лапах. Работа на болоне с кувалдой (рубке). Бег в высоком темпе три раза по три минуты. Имитация ударов в ходьбе и в движении. Нанесение одиночных ударов в голову и туловище, защита от одиночных ударов. Атака из 2-6 ударов и защита от этих атак. Работа на дальней, средней ближней дистанциях. Обманные действия и финты. Ведение боя во встречной, ответной, атакующей форме. Сайдстепы влево и вправо от агрессивного соперника. Тактическая подготовка (для всех групп) Передвижения вперед, назад, влево и вправо. Ведение боя бойцом муайтай левшой, ведение боя против агрессивного бойца муайтай. Ведение боя с бойцом муайтай игровиком. Ведение боя в контратаке, т.е. в ответной форме. Ведение боя против высокого бойца муайтай. Ведение боя против маленького ростом бойца муайтай. Повторные атаки длинные волной, т.е. одна атака за другой. Группы начальной подготовки 1 года обучения Передвижение в боевой и учебной стойке. Удар снизу в голову и туловище. Удары в челноке в голову, туловище вперед и назад. Раз-два – вперед и назад. Группы начальной подготовки 2 года обучения Передвижения в боевой стойке. Удары снизу вперед и назад. Удары в челноке в голову и туловище, вперед и назад. Раз-два – вперед и назад, раздва – назад. Раз-два – левый сбоку и назад. Группы начальной подготовки 3 года обучения 22 Передвижения в боевой и учебной стойке. Удары с шагами вперед и назад. Удары в челноке в голову и туловище, вперед и назад. Раз-раз-два вперед и назад. Раз-два – левый сбоку вперед и назад. Правый-левый-правый вперед, правый-левый- правый вправо под одноименную ногу. Встречные удары правой в голову бойцу муайтай-левше, т.е. под переднюю руку. Тренировочные группы 1 года обучения Передвижения вперед, назад, влево и вправо. Удары и атаки с шагами вперед - назад. Удары и атаки с шагами влево и вправо. Встречные удары на переднюю руку с наклонами и с подставкой. Ответные удары после шага назад и подставки. В челноке атака раз-раз-два. В ответе с бойцом муайтай левшой. Навстречу с бойцом муайтай левшой. Тренировочные группы 2 года обучения Передвижения вперед, назад, влево и вправо. Удары и атаки с шагами вперед - назад. Удары и атаки с шагами влево и вправо. Встречные удары на переднюю рукус наклоном и с подставкой. Ответные удары после шага назад и после подставки. В челноке атака раз- раз-два. В ответе с бойцом муайтай левшой. Навстречу с бойцом муайтай левшой. Выходы из углов и от канатов ринга. Тренировочные группы 3 года обучения Передвижения вперед, назад, влево и вправо. Удары и атаки с шагами вперед - назад. Удары и атаки с шагами влево и вправо. Встречные удары на переднюю рукус наклоном и с подставкой. Ответные удары после шага назад и после подставки, после уклона прямые и удары сбоку. В челноке атака разраз-два. В ответе с бойцом муайтай левшой. Навстречу с бойцом муайтай левшой. Выходы из углов и от канатов ринга. Ведение боя с агрессивным бойцом муайтай. Тренировочные группы 4-5 годов обучения Передвижения вперед, назад, влево и вправо. Удары и атаки с шагами вперед - назад. Удары и атаки с шагами влево и вправо. Встречные удары на переднюю руку с наклоном и с подставкой. Ответные удары после шага назад и после подставки, после уклона прямые и удары сбоку. В челноке атака раз-раз-два. В ответе с бойцом муайтай левшой. Навстречу с бойцом муайтай левшой. Выходы из углов и от канатов ринга. Ведение боя с агрессивным бойцом муайтай. Ведение боя с высоким бойцом муайтай. Ведение боя с игровиком. Ведение боя с агрессивным бойцом муайтай. Нанесение атак после ложных движений и финтов. Планирование нагрузки в группе начальной подготовки 1-2 года МЗЦ (продол жительн ость 1 месяц) Подготовител МЗЦ1 ьный МЗЦ2 МЗЦ3 МЗЦ4 Период МаКЦ1 МКЦ ТЗ (продолжи тельность 1 нед - 3 ТЗ) 4 12 4 12 4 12 4 12 Распределение нагрузки, часы Базовая Боевая Всего ОФП техника техника , час. 20 20 15 10 8 8 6 13 8 8 15 13 36 36 36 36 23 МаКЦ2 Соревновател ьный Восстановите льный Подготовител ьный Соревновател ьный Восстановите льный МЗЦ1 4 12 2 17 17 36 МКЦ1 3 4 3 2 9 МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ3 МЗЦ1 4 4 4 4 12 12 12 12 20 15 10 2 8 6 13 17 8 15 13 17 36 36 36 36 МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ3 4 4 4 12 12 12 20 25 30 8 5 2 8 6 4 36 36 36 24 Планирование нагрузки в тренировочной группе 1-2 года МЗЦ (продол жительн ость 1 месяц) МЗЦ1 Подготовитель ный МЗЦ2 МЗЦ3 Соревнователь МЗЦ1 ный Восстановител МЗЦ1 ьный МЗЦ1 Подготовитель ный МЗЦ2 Период МаКЦ1 МаКЦ2 Соревнователь ный Восстановител ьный Распределение нагрузки, часы Всего ОФП СФП ТТП , час. МКЦ ТЗ (продолжи тельность 1 нед - 3 ТЗ) 9 27 9 27 9 27 9 27 МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ3 30 25 18 10 10 15 20 28 8 8 10 10 48 48 48 48 9 27 20 8 20 48 9 9 27 27 30 18 10 20 8 10 48 48 9 9 9 9 9 27 27 27 27 27 10 10 20 20 20 28 18 8 8 8 10 20 20 20 20 48 48 48 48 48 Планирование нагрузки в тренировочной группе 3-5 года Период МаКЦ1 МаКЦ2 Подготовите льный Соревновате льный Восстановит ельный Подготовите льный Соревновате льный Восстановит ельный МЗЦ (продол жительн ость 1 месяц) МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ3 ТЗ МКЦ (продолж ительност ь 1 нед - 3 ТЗ) 9 27 9 27 9 27 ОФП Распределение нагрузки, часы СФП ТехТак- Всего , час. ка ка 30 30 25 15 20 30 20 15 10 7 7 7 72 72 72 МЗЦ1 МЗЦ1 9 9 27 27 15 20 27 10 30 30 12 72 72 МЗЦ1 МЗЦ2 9 9 27 27 30 25 20 30 15 10 7 7 72 72 МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ1 МЗЦ2 МЗЦ3 9 9 9 9 9 27 27 27 27 27 15 15 40 40 40 27 20 20 20 20 2 10 10 10 30 35 2 2 2 72 72 72 72 72 Участие и подготовка к соревнованиям осуществляется в соответствии с графиком соревнований и может меняться из года в год, а также уровнем подготовленности и возрастом спортсменов. 25 Планирование спортивных результатов Планирование спортивных результатов в физкультурно-спортивных организациях основывается на годичном цикле. Планирование годичного цикла определяется: задачами, которые поставлены в годичном цикле; закономерностями развития и становления спортивной формы; периодизацией, принятой в конкретном виде спорта; календарем и системой спортивных соревнований, в том числе и сроками проведения основных из них. На этапе начальной подготовки основное внимание уделяется разносторонней и физической и функциональной подготовке с использованием, главным образом, средств ОФП, освоение технических элементов и навыков. По окончании годичного цикла тренировки юные спортсмены должны выполнить нормативные требования разносторонней физической подготовленности. На тренировочном этапе годичный цикл, включает подготовительный и соревновательный периоды. Главное внимание продолжает занимать разносторонняя физическая подготовка, повышение уровня функциональных возможностей, включение средств с элементами специальной физической подготовки, дальнейшее расширение арсенала технико-тактических навыков и приемов. По окончании годичного цикла юные спортсмены обязаны выполнить контрольно-переводные нормативы, участвовать в соревнованиях. При планировании тренировки на тренировочном этапе в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня разносторонней физической и функциональной подготовленности и на этой базе повышение уровня специальной физической работоспособности, развитие специальных физических качеств, овладение техническими навыками. В соревновательном периоде ставится задача улучшения спортивных результатов прошлого сезона, а также выполнение контрольно-переводных нормативов. Структура годичного цикла на этапах совершенствования спортивного мастерства такая же, как и при подготовке спортсменов на тренировочном этапе. Основной принцип тренировочной работы на данных этапах - специализированная подготовка, в основе которой лежит учет индивидуальных особенностей юного спортсмена. Годичный цикл подготовки спортсменов должен строиться сучетом календаря основных соревнований. На фоне общего увеличения количества часов следует повышать объем специальных тренировочных нагрузок и количество соревнований, увеличивать время, отводимое для восстановительных мероприятий. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «муайтай» Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «муайтай» основаны на особенностях вида спорта «муайтай» и его спортивных дисциплин. Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин 26 вида спорта «муайтай», по которым осуществляется спортивная подготовка. Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «муайтай» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно- тренировочного плана. Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку, должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап спортивной подготовки. Возраст обучающихся на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства не ограничивается при условии вхождения их в список кандидатов в спортивную сборную команду субъекта Российской Федерации по виду спорта «муайтай» и участия в официальных спортивных соревнованиях по виду спорта «муайтай» не ниже уровня всероссийских спортивных соревнований. В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «муайтай». 5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ 5.1. Материально-технические условия реализации Программы Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом инфраструктуры): -наличие тренировочного спортивного зала; -наличие тренажерного зала; -наличие раздевалок, душевых; -наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от 23.10.2020 № 1144н «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях» (зарегистрирован Минюстом России 03.12.2020, 27 регистрационный № 61238); -обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки (приложение N 10 к ФССП); -обеспечение спортивной экипировкой (приложение№ 11 к ФССП); обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно; -обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных мероприятий; -медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического медицинского контроля. Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной подготовки № п/п Наименование оборудования и спортивного Единица инвентаря измерения 1. Гантели (от 0,5 до 10 кг) комплект 2. Гриф для штанги штук 3. Груша боксерская набивная штук 4. Груша боксерская пневматическая штук 5. Груша на растяжках (вертикальная) штук 6. Зеркало настенное (1,6x2 м) штук 7. Лапы боксерские пар 8. Мешок боксерский (малый 20 кг, средний 40 кг, комплект большой 70-90 кг) 9. Мяч баскетбольный штук 10. Мяч футбольный штук 11. Мяч теннисный штук 12. Напольное покрытие татами ("будо-мат") комплект 13. Подушка боксерская настенная штук 14. Ринг боксерский (6x6 м) на помосте (8x8 м) комплект 15. Секундомер штук 16. Скакалка гимнастическая штук 17. Скамейка гимнастическая штук 18. Стенка гимнастическая штук 19. Таймер для зала спортивный штук 20. Турник навесной на гимнастическую стенку штук 21. Эспандер кистевой штук Количество изделий 2 2 3 1 2 4 8 3 1 1 5 2 4 1 2 12 1 3 1 3 1 Обеспечение спортивной экипировкой № п/п Наименование 1. 2. Защитные протекторы голень-стопа красного и синего цветов Защитные протекторы для локтей красного и синего цветов Единица измерения Количество изделий пар 10 пар 10 28 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Нательный протектор (жилет) красного и синего цветов Перчатки боксерские красного и синего цветов Перчатки боксерские снарядные Протектор для груди женский Протектор-бандаж для паха мужской Протектор-бандаж для паха женский Шлем для муайтай красного и синего цветов штук 10 пар пар 10 10 штук 1 штук 2 29 Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование Этапы спортивной подготовки Этап начальной УчебноЭтап Этап высшего подготовки тренировочный совершенствова спортивного Един Расчет этап (этап ния мастерства ица № Наименов ная спортивной спортивного изме п/ ание единиц специализации) мастерства рени п а количе срок количе срок количе срок количе срок я ство эксплуа ство эксплуа ство эксплуа ство эксплуа тации тации тации тации (лет) (лет) (лет) (лет) 1. Защитные протектор на ы для обуча 1 1 1 1 1 0,5 локтей пар ющего красного ся и синего цветов 2. Защитные протектор на ы голеньобуча пар 1 1 1 1 2 0,5 стопа ющего красного ся и синего цветов 3. Майки на для обуча муайтай пар 2 1 2 0,5 2 0,5 ющего красного ся и синего цветов 5.2. Кадровые условия реализации Программы: укомплектованность Организации педагогическими, руководящими и иными работниками Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, кроме основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам спортивной подготовки с учетом специфики вида спорта «муайтай», а также на всех этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной работы с обучающимися). Уровень квалификации лиц, осуществляющих спортивную подготовку, должен соответствовать требованиям, установленным профессиональным стандартом "Тренер- преподаватель", утвержденным приказом Минтруда России от 24.12.2020 № 952н (зарегистрирован Минюстом России 25.01.2021, 30 регистрационный № 62203), профессиональным стандартом "Тренер", утвержденным приказом Минтруда России от 27.04.2023 № 362 н (зарегистрирован Минюстом России 25.05.2023, регистрационный № 73442), профессиональным стандартом "Специалист по инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минтруда России от 21.04.2022 № 237н (зарегистрирован Минюстом России 27.05.2022, регистрационный № 68615), или Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н (зарегистрирован Минюстом России 14.10.2011, регистрационный № 22054). ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 1. Агашин Ф.К. Биомеханика ударных движений. – М.:ФиС.1977, с.207. 2. Андрис Э. Р., Арзуманов Г.Г., Годик М.А. Выбор тренировочных средств взависимости от структуры соревновательного упражнения. – ТиП, 1979, № 2. 3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. – М.: Медицина, 1968. 4. Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: Взаимосвязи и диссоциации – ТП ФК, 1996, № 10, с. 2–8. 5. Бережная Е.К. О роли зрительной обратной связи в точностных движениях. – АНСССР "Управление движениями". – Л.: Наука, 1970, с.71. 6. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.:1966, с.349. 7. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: ФиС. 1985, с.192, с 8. 8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.: ФиС,1977. 9. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. – М.: ФиС, 1985. 10. Возрастные особенности подготовки бегунов на короткие дистанции. – Сб. науч. лит. под ред. В. П.Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983, с.55. 11. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. – М.: ФиС, 1983. 12. Волков Н.И., Зациорскиий В.М., Разумовский Е.А., Черемисинов В.Н. Применение математической теории планирования экспериментов для поиска оптимальной методики тренировки – ТиП, 1968, № 7. 13. Волков Н.И., Зациорский В.М. Некоторые вопросы теории тренировочных нагрузок. – ТиП, 1964, № 6. 14. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. – М.: ФиС, 1978. 15. Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. – М.: ФиС, 1980. 16. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских 31 тестов для оценки физического состояния человека. – ТПФК, 1994, с. 11–12; 24– 32. 17. Готовцев П.И., Дубровский В.И Самоконтроль при занятиях физической культурой. – М.: ФиС, 1984. 18. Готовцев П.И., Дубровский В.И. Спортсменам о восстановлении. – М.: ФиС, 1981. 19. Гуревич И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. – Минск: Высшая школа, 1986, с.256. 20. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера – М.: ФиС, 1981. 21. Дьячков В.М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. – М.: ФиС, 1972, с.231. 22. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и в спорте. – Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2002, с.264. 23. Железняк Ю.Д. Программа курса: Педагогическое физкультурноспортивное совершенствование. – М.: УМО, 1996, с.27. 24. Железняк Ю.Д. Профессиональная подготовка студентов факультета физического воспитания на основе системного единства профилирующих дисциплин. – Совершенствование подготовки учителей физической культуры педагогических вузов страны: Тезисы докл. Всесоюз. совещания-семинара преподавателей физ. воспитания педагог. институтов – Пенза, 1988, с. 20–22. 25. Зациорский В.М. Теория и методика физического воспитания. Т 1. Изд. 2-ое. – М.: ФиС, 1976, с. 201–208. 26. Зимкин Н.В. Физиология человека. – М.: ФиС, 1975. с.495. 27. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. – Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1987, с.223. 28. Ильин Е.П.Теория и методика физического воспитания. Под ред. Ашмарина Б.А. – М.: Просвещение, 1979, с. 90–92. 29. Физическая культура в школе. 1997, № 3, с. 2–8. 30. Лях В.И. Совершенствуя координационные способности – Физическая культура в школе. 1996, № 4, с. 18–20. 31. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. – М.: ООО "Фирма "издательство АССТ", 1998,с.272. 32. Матвеев А.П. Главные физические качества. Теория и методика физического воспитания. Учебник для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991. 33. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. Учебное пособие для ИФК. – М.:ФиС, 1977. 34. Матвеев Л.П. Планирование и построение спортивной тренировки. – М.: ГЦОЛИФК, 1972. 35. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991, с.543. 36. Миронова З.С. Меркулова Р.И., Богуцкая Е.В., Баднин И.А. Перенапряжение опорнодвигательного аппарата у спортсменов – М.: ФиС, 1982. 32 37. Набатникова М.Я., Граевская Н.Д. Перспективное планирование спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1961. 38. Назаренко Л. Д. Физиология физического воспитания. – Ульяновск: 2000, с.144. 39. Назаренко Л.Д. Предпосылки к исследованию двигательнокоординационных качеств, как одно из сторон гармоничного развития личности. – В сб.: Любищевские чтения. – Ульяновск: 1999, с. 120–122. 40. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1970.11 41. Программы физическое воспитание учащихся 1-11 классов. Под ред. В.И.Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон. – М.: Просвещение 1996, с.256. 42. Сермеев Б.В. Активное движение в суставах и методы их развития ушкольников. – Горький: 1966. 43. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Р.М. Коца. – М.: ФиС, 1986, с.240. 44. Травин Ю.Г., Дьяков В.В. Возрастные особенности развития двигательных качеств школьников и юных спортсменов. – М.: ФиС, 1986, с.255. 45. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. – М.: ФиС, 1975, с.200. 46. Физическая культура. Учебник для учащихся 8–9 кл. общеобразоват. учреждений. под ред. Л.Е. Любомирского., Г.Б. Мейксона., В.И. Ляха. – М.: Просвещение, 1997. 33