ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА «БАДМИНТОН»
Уровень образования
- Дополнительное образование
Формы обучения
- Очная
Нормативный срок обучения
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули)
-
Бадминтон
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «бадминтон» (далее – программа) предназначена для организации образовательной деятельности по спортивной подготовке «бадминтон» с учетом совокупности минимальных требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта «бадминтон», утвержденным приказом Минспорта России от 31 октября 2022 г. № 880.
Программа определяет содержание следующих этапов спортивной подготовки:
1) Этап начальной подготовки (далее - НП);
2) учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) (далее - УТ).
Бадминтон - игровой вид спорта, в котором игроки располагаются на противоположных сторонах разделённой сеткой площадки и перекидывают волан через сетку ударами ракеток. Цель игры — перекинуть волан через сетку так, чтобы тот коснулся земли (пола) на половине противника в пределах площадки. Соперничают два игрока или две пары игроков.
XIX веке английские офицеры, служившие в Индии, увлеклись старинной индийской игрой пуна, которую можно считать прототипом современного бадминтона. Англичане привезли с собой увлечение игрой на родину.
Современная традиция игры берет начало в Англии, в старинной усадьбе Бадминтон-хаус, владелец которой, известный спортивный энтузиаст и издатель серии книг о видах спорта, герцог Бофорт, соорудил в 1873 году первую площадку для игры в бадминтон. В 1893 году ассоциация бадминтона Англии опубликовала первый регламент официальных правил игры. В России бадминтон получил распространение в 50-х года двадцатого столетия.
Основными игровым инвентарём и оборудованием в бадминтоне являются ракетки, волан, площадка, сетка и стойки (опоры).
Игра в бадминтон проходит на прямоугольной площадке размером 13,4 на 5,18 метров. Для парной игры используется площадка размером 13,4 (при подаче — 11,88) на 6,10 метров. Высота сетки 1,55 метра у опор, 1,524 метра по центру (провисание). Сетка ограничена сверху лентой шириной в 7,5-8 см, сложенной вдвое, под которой пропускается шнур. Линии шириной 4 см, наносятся на поле яркой (белой или жёлтой) краской и являются неотъемлемой частью того поля, которое они ограничивают. На расстоянии 1,98 метра от сетки находится линия подачи. Между линией подачи и задней линией находится зона подачи. Центральная линия разделяет зону подачи на правую и левую зоны. Основным состязанием в бадминтоне является матч между соперниками друг против друга по одному или по два игрока с каждой стороны.
Одиночная игра – матч, в котором соревнуются два игрока друг против друга; парная игра – матч, в котором соревнуются по два игрока с каждой стороны. Различают несколько дисциплин: мужской одиночный разряд, женский одиночный разряд, мужской парный разряд, женский парный разряд, смешанный парный разряд.
Перед началом матча проводится жеребьёвка; сторона, выигравшая жребий, выбирает подачу (приём подачи) или сторону корта.
В розыгрыше волан должен отражаться поочередно подающим и принимающим с любой позиции на своей стороне игрового поля до тех пор, пока волан не выйдет из игры. Если подающий выигрывает розыгрыш, ему засчитывается очко, и он снова подаёт. Если розыгрыш выигрывает принимающий, ему засчитывается очко, и он становится подающим.
Игра начинается с подачи одного из игроков. Подача производится из соответствующего поля подачи (чётного/нечётного) согласно количеству очков у подающего спортсмена, в парной встрече первый игрок (выбирается до начала игры) подаёт так же как и в одиночной игре (количество очков чётное — чётное поле подачи), а второй игрок подаёт наоборот (количество очков нечётное — нечётное поле подачи).
По современным правилам очки начисляются в каждом розыгрыше независимо от принадлежности подачи, игра ведётся до 21 очка; при счёте 20:20 игра продолжается до превосходства одной из сторон в 2 очка либо до 30 (сторона, первой набравшая 30 очков, выигрывает). В парной встрече у каждой команды по одной подаче.
Игроки должны поменяться сторонами корта:
- после окончания первого гейма;
- после окончания второго гейма (если предстоит третий гейм);
- в третьем гейме, когда одна из сторон наберёт 11 очков.
Игра должна продолжаться непрерывно от первой подачи до завершения матча, за исключение следующих случаев:
- не более 60 секунд в каждом гейме, когда какая-либо из сторон наберёт 11 очков;
- когда имеют место обстоятельства, не зависящие от игроков, судья может приостановить игру на такое время, какое он сочтёт необходимым; если игра приостановлена, достигнутый счет должен сохраняться, и приостановленная игра должна продолжаться с этого счета.
Игрок считается победителем отдельного розыгрыша в следующих случаях:
- волан ударился о площадку соперника,
- соперник послал волан за пределы игрового поля,
- соперник получил фол,
- соперник во время розыгрыша коснулся сетки телом или ракеткой.
Практики
-
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях различного уровня, в рамках которых предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и применение правил вида спорта и терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря спортивных соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного судейства спортивных соревнований;
- формирование уважительного отношения к решениям спортивных судей.
-
Инструкторская практика
Учебно-тренировочные занятия, в рамках которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора:
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора;
- составление конспекта учебно-тренировочного занятия в соответствии с поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к учебно-тренировочному и соревновательному процессам;
- формирование склонности к педагогической работе.
Об использовании электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Основными формами осуществления спортивной
подготовки являются:
-
групповые и индивидуальные тренировочные и теоретические занятия;
-
смешанные и иные виды (формы) учебно-тренировочных занятий, в том числе с
использованием дистанционных технологий;
-
работа по индивидуальным планам;
-
тренировочные сборы;
- участие
в спортивных соревнованиях и мероприятиях;
-
инструкторская и судейская практика;
-
медико-восстановительные мероприятия.